Душа ребенка - чистая слеза, в ней и тепло, и свет, и откровение, а искренность, доверенность в глазах! И ожиданье доброго общения!

Внеклассное чтение

                                         
 Николай Сладков
Сказка " Сорока и Енот"

- Енот, а Енот, а ты ягоды есть любишь?
- Люблю!
- А птенцов и яйца любишь?
- Люблю!
- А лягушек и ящериц любишь?
- Люблю!
- А жуков и сороконожек любишь?
- Люблю!
- А... а червяков и улиток любишь?
- Тоже люблю!
- А чего же ты тогда не любишь?
- Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают!





Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
— Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.


 Колобок


Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.

Катится колобок, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился колобок дальше — только заяц его и видел!

Катится колобок, а навстречу ему волк:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти!
И покатился колобок дальше!

Катится колобок, а навстречу ему медведь:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду! Медведь только его и видел.

Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
— Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!
Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит:
— Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.
Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по…
А лиса его — ам! И съела!




Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!
Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
- Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!
- Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
- Пусти меня, заюшка, на крылечко.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.
На третий день лиса опять просит:
- Пусти меня, заюшка, в избушку.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просилась, просилась, заяц пустил ее и в избушку.
Сидит лиса на лавке, а зайчик - на печи.
На четвертый день лиса опять просит:
- Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просила, просила лиса, да и выпросила - пустил ее заяц и на печку.
Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:
- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы обтирает. Бегут мимо собаки:
- Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорят собаки. - мы ее выгоним.
- Нет, не выгоните!
- Нет, выгоним!
Пошли к избушке.
- Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугались собаки и убежали.
Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:
- О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит волк, - я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:
- Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался волк и убежал.
Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:
- О чем ты, заинька, плачешь?
- Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел медведь к избушке и зарычал:
- Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался медведь и ушел.
Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.
- Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
Пошел петух к избушке:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
- Одеваюсь...
Петух опять:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
А лиса говорит:
- Шубу надеваю...
Петух в третий раз:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.



 

2 класс

Николай Николаевич Носов

(23 ноября 1908 в Киеве – 27 июля 1976 в Москве)

«Любовь к детям была у него генеральной
чертой, и она все в нем освещала»
Миримский С.
Николай Николаевич Носов родился в поселке Ирпень – недалеко от Киева, в семье актера. До революции учился в гимназии. В 1923 году, окончив школу-семилетку, Н.Носов пришел чернорабочим на кирпичный завод. В 19 лет он поступил в Киевский художественный институт, а затем перевелся в Государственный институт кинематографии в Москву. С этих пор творческая биография Николая Носова почти 20 лет была связана с кино. Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.
С детства Носов увлекался всевозможной техникой, мечтал даже стать химиком. След этих увлечений в его рассказах и сказках – их герои все время что-то изобретают, переделывают, совершенствуют. Мало кто знает, что именно благодаря своей технической одаренности Носов был награжден в 1943 г. орденом Красной Звезды. Награду ему вручили за созданную им серию военно-технических картин, с помощью которых наши военные обучались работать с новой техникой.
Начало его писательской биографии было необычным: подрастал сын, и Носов сочинял для него и его товарищей небольшие забавные рассказы. В 1938 году в журнале «Мурзилка» был опубликован его первый рассказ – «Затейники». В 1945 году вышел уже сборник рассказов под названием «Тук – тук- тук», а в 1947 году появился сборник «Ступеньки». Отдельные рассказы и дальше один за другим публиковались в журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейник», в газете «Пионерская правда».
Истории Николая Носова завоевали огромную популярность среди читателей.
Герои рассказов писателя обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: строят инкубатор, разводят пчел, работают на огороде, ездят в лес за елкой или варят кашу. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.    

К уроку внеклассного чтения читать книгу "Приключения Незнайки и его друзей"



















 Свифт Джонатан

                                                        4 класс                                                                            Джонатан Свифт


Родился 30 ноября 1667 года в Дублине, учился в дублинском Тринити-колледже, в 1689 году получил место литературного секретаря у английского дипломата и писателя сэра Уильяма Темпла. Отношения с Темплом у Свифта не сложились, и в 1694 году он возвратился в Ирландию и принял посвящение в сан.

Два года спустя Темпл попросил своего секретаря вернуться, и Свифт провел с ним три года, с 1696 по 1699, вплоть до смерти дипломата. За это время он прочел множество книг и попробовал собственные силы в сочинительстве.
Среди ранних произведений Свифта - бурлеск "Битва книжек" (1697), а также знаменитая "Сказка о бочке" (1704), публикация которой стоила ему места викария в одной из английских цнерквей.

В дальнейшем Свифт активно участвовал в политической полемике, поддерживая партию тори и осыпая насмешками вигов со страниц журнала "Экзаминер". В 1710 году он начал вести "Дневник для Стеллы" (под именем Стеллы Свифт вывел свою возлюбленную Эстер Джонсон, падчерицу Темпла).

В 1713 году Свифт получил место настоятеля собора Святого Патрика в Дублине. Пользуясь своим довольно высоким положением, он всячески старался защитить ирландцев от притеснений английской короны. В 1729 году он опубликован памфлет "Скромное предложение", в котором иронически предлагал ирландским беднякам продавать своих детей в пищу богачам, чтобы хоть так заработать на жизнь.

А за три года до этого Свифт издал свой шедевр - сатиру в форме авантюрного романа "Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей". Эта книга уже давно утратила свою злободневность и по праву считается одним из классических произведений детской литературы.

Последние годы жизни Свифта были отравлены страхом перед подступающим безумием. Затяжной период умственного расстройства оборвался 19 октября 1745 года, когда Свифта не стало. Его похоронили у стен собора Святого Патрика. На надгробии написано: "Здесь покоится прах Джонатана Свифта, настоятеля этого собора... Ступай с миром, путник, и пытайся, если сможешь,быть как он, приверженным свободе".
К уроку внеклассного чтения читать книгу " Путешествия  Гулливера"



                                           Олеша Юрий Карлович 
                                                            (1899—1960)
Родился 3 марта 1899 г. в Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина) в обедневшей дворянской семье. Детство и юность провёл в Одессе, там же дебютировал как литератор.

Начало 20-х гг. прошлого века стало в Одессе временем, когда на авансцену вышли молодые прозаики и поэты, составлявшие позже славу советской литературы: И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, Э. Багрицкий и др. Вместе с ними начинал и Олеша.

В 1922 г. он переселился в Москву, работал в железнодорожной газете «Гудок», где выступал со стихотворными фельетонами под псевдонимом Зубило. В 1927 г. Олеша опубликовал свой первый роман «Зависть». Но ещё до этого, в 1924 г., увидела свет яркая и увлекательная книга «Три толстяка», ставшая одним из самых популярных произведений для детей.

Сборник «Вишнёвая косточка» (1931 г.) объединил рассказы Олеши разных лет. Тогда же писатель дебютировал как драматург: московский Театр имени Мейерхольда поставил его пьесу «Список благодеяний». В 1934 г. появилась киноповесть «Строгий юноша». После её выхода Олеша публиковал только статьи, рецензии, заметки, зарисовки и лишь иногда — рассказы. Его перу принадлежат воспоминания о современниках (В. Маяковском, А. Толстом, Ильфе и др.), этюды о русских и зарубежных писателях, чьё творчество Юрий Карлович особенно ценил (Стендале, А. Чехове, М. Твене и др.). По сценариям Олеши поставлены фильмы «Болотные солдаты» и «Ошибка инженера Кочина»; для Театра имени Евг. Вахтангова в Москве он создал инсценировку романа Ф. М. Достоевского «Идиот».

В последние годы жизни Олеша вёл записки под условным названием «Ни дня без строчки», предполагая позднее на их основе написать роман. Однако произведение осталось незавершённым — 10 мая 1960 г. в Москве писатель скончался от инфаркта.

К уроку  внеклассного чтения прочитать книгу "Три толстяка"





                                                      

Одни к деньгам, другие к славе рвутся.    
Посмотришь – аж кружится голова!
Не надо мне ни славы, ни сребра,
А дайте только к детству прикоснуться!



Русский баснописец И.А. Крылов



Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова издавна зовут дедушкой Крыловым. У его памятника в Летнем саду, в Санкт-Петербурге, всегда на площадке играет детвора, рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, искусно изображённых героев его басен - разных зверей и птиц, знакомых каждому ребёнку.

Да, мы с детства, со школьной скамьи, а то ещё и до школы, знакомимся с баснями И.А.Крылова.

Иван Андреевич Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, издавал журнал. Но сильнее всего его талант проявился в баснях.

В своих баснях И.А.Крылов показывал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность - главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.

Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Он был настоящим народным поэтом. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей. Он осмеивал и осуждал пороки и злоупотребления царских чиновников. "У сильного всегда бессильный виноват..." - достаточно красноречивая картина.

Строки  басен давно уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Вспомним только самые привычные:  "Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку", "А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь", "Слона-то я и не приметил", "Недаром говорится, что дело мастера боится", "Сильнее кошки зверя нет", "Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона". Многими из этих мудрых слов мы пользуемся ежедневно.













Ребята  прочитали к уроку  внеклассного чтения  басни  И.А.Крылова, выучили наизусть басню   и нарисовали   к ней рисунок .







30 ноября состоится урок внеклассного чтения. 
Тема урока  будет посвящена творчеству великого писателя А.С.Пушкина .



 
А.С.Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 г. Москва в это время гордилась своим университетом, библиотеками, театрами. Россия училась читать и писать по книгам, издаваемым в Москве. К образованной Москве  относился и дом Пушкиных.

 Отец поэта Сергей Львович, отставной военный, был потомок знатного рода, острослов, страстный любитель поэзии, был дружен с известными тогда русскими писателями, собрал богатейшую библиотеку.

 Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. Она была красива, образована, остроумна. Дядя Пушкина Василий Львович был известным в то время поэтом. Дом Пушкиных с удовольствием посещали известнейшие люди того времени Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, И.И.Дмитриев, К.Н.Батюшков. Мальчиком Александр Сергеевич был свидетелем литературных споров, чтения и обсуждения новейших произведений.

 Как принято, было в то время в дворянских семьях, детям наняли гувернеров иностранцев. Родители заботились о воспитании детей в духе времени, в правилах света. Отец разрешал детям читать книги из своей библиотеки.

 Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Книги стали главным источником знаний. Книги сделали свое дело. «Чтение – вот лучшее учение!» - любил говорить Пушкин.

 Благодаря книгам он с детства в совершенстве знал французский язык и литературу, за что в лицее друзья ему дали прозвище «француз».

 Страсть к поэзии проявилась в Пушкине рано. На восьмом году он уже сочинял на французском языке маленькие комедии, эпиграммы. В девять писал басни, пьесы, большую поэму со сказочным сюжетом.

Самыми близкими сердцу А.С. Пушкина стали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и его няня Арина Родионовна Матвеева, крепостная, простая русская женщина, мастерица народной речи. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни, сказки запомнились ему на всю жизнь.  Большую часть народных былин, песен, сказок, которых Пушкин так много знал, слышал от своей няни. Многое записывал, а затем использовал в своих произведениях. Арина Родионовна стала другом Александра Сергеевича на всю жизнь. И, когда поэт жил вдалеке от нее, он скучал по ней и посвящал ей свои стихотворения. 

Юность поэта прошла в Петербурге.  В1811 году в Царском Селе открылся Лицей. Годы учебы в Лицее навсегда сохранились в душе поэта. Там Александр Сергеевич нашел верных друзей. Эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь. В садах лицея Пушкин стал поэтом. Шесть лет, проведенных в лицее, стали для Пушкина, как и для многих других лицеистов первого выпуска, прежде всего годами нравственного воспитания, школой чести, уважения к человеческой личности, сострадания и веры в силу добра.

 С того времени поэт полюбил величественный Петербург. В своих произведениях он воспел этот чудный город. Эти стихи помогают представить нам величие Петербурга, его строгость, гордую красоту в безлунные белые ночи.

 Стихи Александра Сергеевича прекрасны. Читая, слушая их, мы представляем наяву картины, которые рисует нам поэт. У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин, прежде всего поэт – сказочник. Специально для детей Пушкин сказок не писал, но все его сказки любимы детьми. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а, кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

 Большой интерес к пушкинскому творчеству проявляли его современники, к числу которых принадлежал русский композитор Михаил Иванович Глинка. На стихи А.С. Пушкина композитор создал 10 романсов. Он был первым русским композитором, написавшим оперу на сюжет поэмы «Руслан и Людмила». 

 Композитор Г.И. Свиридов создал удивительный по своей красоте цикл музыкальных произведений Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». 

Александр Сергеевич Пушкин получил всенародное признание еще при жизни. Это был первый поэт России, который получал жалованье за свои произведения. Во всех местах, куда приводила Пушкина его непростая судьба, созданы музеи поэта, воздвигнуты памятники.  



 
 
К уроку необходимо прочитать сказку "Сказка о попе и работнике его Балде", пройдите по ссылке


Комментариев нет:

Отправить комментарий